ФЭНДОМ

Шаблон:НП-Белоруссия Кали́нковичи (Шаблон:Lang-be) — город в Гомельской области на юго-востоке Белоруссии. Центр Калинковичского района. Город Калинковичи находится в 122 км к юго-западу от Гомеля. До Минска — 275 км. Население — 39 890 человек (на 1 января 2016 года)[1].

История Править

Впервые упомянуты в 1560 г. как селение Каленковичи Мозырского повета Минского воеводства Великого княжества Литовского. В середине XVIII века насчитывали 25 домов, были центром парафии (религиозной округи).

После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году стали местечком в 36 дворов с населением 116 мужчин в Речицком уезде, которое принадлежало князю Шаховскому. В 1805 году оно отошло в собственность казны, в 1866 году здесь насчитывалось 100 дворов. С 1882 года Калинковичи — железнодорожная станция, в 1916 году стали важным транспортным узлом.

В 1925 году Калинковичам присвоен статус города. В 1939 году работало множество промышленных мастерских, учреждений образования и культуры, издавалась районная газета, проживало около 10 тыс. человек.

Великая Отечественная война Править

В августе 1941 года в районе западнее Калинковичей располагался штаб 3-й армии Центрального фронта, начальник штаба — генерал-майор А. С. Жадов.

22 августа 1941 года в ходе Великой Отечественной войны город был оккупирован немецкой армией[2]. 20-22 сентября немцами в рамках политики геноцида евреев было создано и полностью уничтожено еврейское гетто[3]. В годы оккупации в Калинковичах действовала подпольная организация «Смугнар», молодёжное сопротивление.

Калинковичи были освобождены войсками К. К. Рокоссовского в ходе Калинковичско-Мозырской операции 14 января 1944 года[2]. Освобождая город, погибли 853 воина Белорусского фронта, из них 15 Героев Советского Союза. Водрузивший Красное Знамя на здании калинковичского городского совета Николай Жгун в 1969 году стал Почётным гражданином Калинковичей.

Файл:Kalinkavichy Vakzal.jpg
Файл:Калинковичи. Памятник павшим в Афганистане..jpg
Файл:Калинковичи. Память о Чернобыле..jpg

Послевоенные годы Править

С 1963 года город в областном подчинении. В современных Калинковичах основные улицы застроены 2-5-9 и 10-и этажными домами. Созданы 3 микрорайона. Работают заводы: железобетонных изделий, ремонтно-механический, бытовой химии, мебельная фабрика, мясокомбинат, плодоконсервный и комбинат хлебопродуктов и другие предприятия, узлы связи, Центральная районная больница, имеющая в своём составе 2 поликлиники. Является одним из крупных железнодорожных узлов РБ.

Из учреждений образования — Полесский аграрный колледж, ГПТУ, 8 общеобразовательных средних школ и одна гимназия (бывшая школа № 9), музыкальная с двумя филиалами в районе, 2 спортивные школы, Дом детского творчества, школа искусств, Дом культуры, библиотеки, краеведческий музей. Есть братские могилы советских воинов и партизан, жертв фашизма. Сооружены памятники Освобождения, лётчикам, танкистам, партизанам и подпольщикам, воинам-интернационалистам, мемориальная Аллея героев. Издается газета «Калінкавіцкія навіны».

В 1961 году в городе был найден монетный клад XVII века. Это одна из крупнейших находок медных солидов.

Калинковичи — родина писателей В. Козько, Е. Сергиевича, заслуженного деятеля искусств К. Козелко.

Файл:Калинковичи. Церковь Казанской Иконы Божьей Матери..JPG
Файл:Калинковичи. Успенская церковь..JPG
Файл:Калинковичи. Католический храм..JPG

Известные уроженцы Править

Телеш Антон Александрович - критик в сфере игровой индустрии, собиратель игрового этноса.

Кравченя Анастасия - певица, актриса, модель.

Казько Виктор Афанасьевич - прозаик, журналист.

Транспорт Править

Узел железных дорог на Гомель, Жлобин, Брест, Овруч. Расположен на пересечении автодорог Кобрин — Калинковичи — ГомельДобруш Шаблон:Табличка-by, БобруйскПаричиОзаричи — Калинковичи — КПП Новая Рудня Шаблон:Табличка-by.

Города-побратимы Править

  • Саранск. В годы войны 50 солдат из Мордовии пали в боях под Калинковичами.

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Нет сносок

Шаблон:Навигация

Шаблон:Города Гомельской области