ФЭНДОМ

Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой) (27 июля 1964, Воронеж4 июля 2000, Воронеж) — советский и российский музыкант, певец, автор, композитор, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа».

Биография Править

Детство Править

Юрий Клинских родился в Воронеже в семье инженера Воронежского авиационного завода Николая Митрофановича Клинских и его супруги Марии Кузьминичны Клинских. В школе Юрий ничем особенным не выделялся. Учился удовлетворительно, однако у него была непреодолимая страсть к музыке. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл. Вскоре после этого он решил самостоятельно освоить гитару. Отцовские уроки не прошли даром, поэтому Юра начал сочинять стихи, из которых потом складывались его первые песни.

Юность и начало карьеры Править

По окончании Воронежской средней школы № 30[1]Шаблон:Sfn (выпуск 1981 года), расположенной в микрорайоне ВАИ, работал на заводе и параллельно учился в ДОСААФ на водителя ЗИЛ-130. До армии познакомился с будущей женой Галиной. Служил на Дальнем Востоке (г. Благовещенск) в танковых войсках (в батальоне обеспечения учебного процесса Благовещенского высшего танкового командного училища) механиком-водителем. Уволился в запас в 1984 году. После службы в армии Юрий работал около трёх лет инспектором ГАИ, а последние месяцы контракта дослуживал во вневедомственной охранеШаблон:Sfn, затем трудился фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он играл на акустической гитаре и писал песни. Увлекался просмотром фильмов ужасов, а также чтением мистической литературы, что стало одним из источников вдохновения в дальнейшем. Своё творчество воспринимал как хобби, даже не мечтая о большой сцене. Записал на магнитофон акустический альбом в 1981 году и частично перезаписал его в 1985 году. После открытия в 1987 году воронежского рок-клуба стал его завсегдатаем. 5 декабря в клубе состоялся концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.

Шаблон:Цитата

В течение полугода он выступал сольно под названием «Сектор Газа», полученном благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Первый электрический состав коллектива сформировался только в июне 1988 года и в дальнейшем часто менялся.

Всеобщую известность группа Юрия Клинских получила лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Успех простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачёвской перестройке, голодной до запретных тем. Для него не существовало цензуры, он пел про всё и обо всём. Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком; музыка заработка не приносила. До 1991 года за пределами Воронежа концертов группа не давала (за исключением единственного выступления в Череповце в 1989 году). Записи «Сектора Газа» распространялись по стране усилиями поклонников. Песни Хоя знал весь СССР, причём поклонники первое время не представляли как внешне выглядит их кумир, пользуясь этим по стране разъезжали многочисленные двойники и давали концерты под фонограммы группы.

Что касается псевдонима, то он произошёл от фирменного клича Юрия: «Хой!», — который часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве. По словам самого Клинских, слово «хой» он начал употреблять в обиходе после длительного прослушивания группы «Гражданская оборона».[2] Но в последние годы жизни Юра стал меньше им пользоваться.

Имидж и стиль Править

На заре своего творчества Юрий создал себе имидж бунтаря-одиночки и матерщинника. Внешне он выглядел как один из представителей советского панка, и, не смотря на то, что панки в СССР порой отличались друг от друга, как по идеологии, так и по внешнему виду — в зависимости от места проживания, всё же классическим панком Хой себя никогда не считал. На сцене он умел преображаться — там он был бескомпромиссным и жёстким, а в жизни был добрым и весёлым, человеком большой души, но в совокупности обладал невероятно мощной энергией и харизматичностью. В основном он делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к определённому стилю. И действительно — в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны.

Шаблон:Цитата

С середины 90-х постепенно отходит от созданного им имиджа, несколько меняя стиль группы и кардинально свой — вместо косухи, жилета из кожи, гловелетты, рваных джинсов, старых маек, армейской обуви и прочей рок-атрибутики появляются дорогие туфли, брюки, рубашки и пуловеры. Юрий признавался, что помягчел с возрастом, злость и глупость молодости уступили место уму и зрелости. Пройдя этот этап, он стремился прогрессировать и совершенствоваться. Относительно имиджа у него была позиция: меньше рассказывать о группе, поскольку отсутствие полной информации вызывает у слушателей больший ажиотаж, способствуя разрастанию слухов и легенд о «Секторе Газа».

Творчество Править

Большой пласт творчества Юрия Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки, «лихих 90-х», а также теме загробной жизни и мистики. В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику.

Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.

Творчество «Сектора Газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ. Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
За время творческой деятельности Юрий побывал с гастролями во многих городах России и за её пределами (Белоруссия, Германия, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Эстония).

Смерть Править

Шаблон:Цитата

4 июля 2000 года в 12:37 в Воронеже Юрий скончался в одном из частных домов по улице Барнаульской. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии «Art-Prize». Оператор НТВ Олег Золотарёв (в эфире программы «Башня» на РТР) осенью 2000 года вспоминал о совместной работе над клипом «Ночь страха»: Шаблон:Цитата

Подруга Хоя Ольга Самарина в книге «ХОЙ!» Эпитафия рок-раздолбаю» описывает распорядок последнего дня Хоя так: Шаблон:Цитата

О смерти Юрия ходит много слухов: по официальной версии он умер от сердечного приступа, хотя никаких проблем с сердцем у него прежде не наблюдалось. По неофициальной версии, Юрий ранее принимал наркотики (в совокупности с серьёзной алкогольной зависимостью) и страдал от гепатита, что и стало причиной смерти. Скорая помощь прибыла к дому слишком поздноОшибка цитирования Неправильный тег <ref>; элемент без содержания должен иметь имя.. До сих пор истинные обстоятельства смерти остаются тайной[3], а данные о каком-либо проводившемся вскрытии отсутствуют. Милиция подробного расследования не проводилаОшибка цитирования Неправильный тег <ref>; элемент без содержания должен иметь имя..
Последней студийной работой Юрия Клинских и группы «Сектор Газа» стал альбом «Восставший из Ада», вышедший уже после его смерти. Шаблон:External media

Смерти Юрия предшествовали странные обстоятельства. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку, однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Юрий убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбомаШаблон:Sfn. В одной из песен он также пел: «Сектор газа — здесь не дожить до сорока», и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими: Шаблон:Цитата Со слов же Ольги Самариной, у Юры прямо перед смертью действительно жгло в груди — «кровь кипятком по венам бежит», «всё огнём жжёт».

Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание. Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).

Семья и личная жизнь Править

Отец — Николай Митрофанович Клинских (15 июня 1935 — 23 августа 2005), до пенсии работал инженером на воронежском авиационном заводе.
Мать — Мария Кузьминична Клинских (Влашева) (25 августа 1932 — 3 сентября 2017), до пенсии работала клепальщицей на воронежском авиационном заводеШаблон:Sfn.
Братья (единоутробные) — Анатолий и Леонид Япрынцевы.
Жена — Галина Клинских (род. 17 сентября 1962), после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.
Две дочери — Ирина Мелеховец (Клинских) (род. 3 августа 1986) — психолог, окончила ВГПУ и Лилия Клинских (род. 13 января 1995) — окончила магистратуру ВГУ, в данный момент является сотрудницей компании «Лукойл». У старшей дочери есть сын Матвей (род. 27 июня 2011).

В 1991 году на своём концерте в Москве познакомился с Ольгой Самариной (род. 13 апреля 1975)Шаблон:Sfn, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков[4].

Интересные факты Править

  • Юрий Клинских никогда не получал музыкального образования.
  • Несмотря на сценический имидж бунтаря и «матерщинника», при общении с журналистами и поклонниками Юрий вёл себя скромно и вежливо.
  • Примерно в 1989—1990 году Юрий принял участие (в качестве бэк-вокалиста) вместе с остальными участниками «Сектора» в записи (на студии «Black Box») песни «15 человек на сундук мертвеца» (вошедшей в альбом «Похмелье» 1990 года под названием «Сундук и мертвец») воронежского музыканта Андрея (Бонифация) Колтакова.[5][6]
  • Положительно относился к рэпу, о чём неоднократно говорил в своих интервью. Он также интересовался творчеством группы «Red Hot Chili Peppers» и в интервью рассказывал, что на гастролях лично общался с барабанщиком группы, а в альбоме «Кащей Бессмертный» использовал мотивы их песен «Fight Like a Brave» и «Give It Away».
  • Юрий Клинских никогда не состоял в партии, хотя и имел удостоверение помощника депутата Шаблон:Sfn. Несмотря на это, группа «Сектор Газа» выступала на концертах ЛДПР. Клинских прокомментировал это следующим образом:

Шаблон:Цитата
На одном из концертов от ЛДПР был удостоен диплома «За развитие отечественной культуры».[7]

  • Существует легенда, что творчество группы «Сектор Газа» нравилось Юрию Никулину. Николай Митрофанович, отец Юрия Клинских, однажды рассказал историю, когда Юрий после отыгранного концерта в цирке на Цветном бульваре был приглашён в гримёрку легендарного артиста. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам. Шаблон:Sfn
  • В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоит из сказочных приключений, героем которых является лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автор комикса — художник Дмитрий Самборский.

Дискография Править

Сольный альбом Править

Шаблон:Hider hiding

В группе Править

Шаблон:Hider hiding

Прочие записи Править

Шаблон:Hider hiding

Память Править

Телепередачи и фильмы Править

  • В память о Юрии Клинских была создана и снята документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня».[8]
  • 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.[9]
  • 27 марта 2007 года на телеканале НТВ в телепередаче «Чистосердечное признание» в эфир вышли сюжеты про вдов известных артистов, один из которых был посвящён вдове Юрия Клинских Галине[10].
  • 5 октября 2008 года памяти Юрия Клинских был посвящён короткий фильм, показанный на телеканале НТВ в телепередаче «Главный герой»[11].
  • В 2014 году было объявлено о разработке полнометражного фильма ужасов по мотивам песен Юрия Хоя, под рабочим названием «Дракула Хой», которое в последствии было изменено на «Хой против нечистой силы»[12]. Уже написан готовый сценарий, автором которого является Лев Шадрин — член Союза писателей России. Так же разработана концепция и стилистика будущего фильма, концепт-арт основных персонажей и монстров, выпущены тизерные ролики[13][14]. В апреле 2017 года был проведён третий питчинг сценарных проектов «Teamwriting Insight», в шорт-лист которого был отобран проработанный сценарий к фильму «Хой против нечисти» для презентации[15], впоследствии заинтересовавшей несколько продакшн-компаний.
  • 18 октября 2014 года на телеканале ТНТ в передаче «Битва экстрасенсов» (15 сезон, 5 эпизод) в эфир вышел сюжет о Юрии Клинских.[16]

Книги Править

  • В октябре 2001 года вышла книга Владимира Тихомирова «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» — иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Клинских и группы «Сектор Газа».
  • В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержит воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских.
  • В июле 2015 года вышла электронная книга Аслана Курбанова «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» — собрание ранее не публиковавшихся интервью Юрия Клинских. А в июле 2017 года объявлено о выходе её печатной версии[17].

Музыка Править

  • В июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.
  • В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группе «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как: «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев (eх-«НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие.
  • Также в 2005 году в ответ на официальный трибьют-альбом вышли ещё два неофициальных, названные «Альтернативный трибьют» и «Фанатский трибьют».
  • В 2009 году в интернете появился сборник, состоящий из кавер-версий песен и посвящений, который известен под названием «Народный трибьют «Памяти Юры Хоя».
  • 4 июля 2010 года памяти Юрия Клинских был посвящён концерт, прошедший в городе Екатеринбурге в клубе «Нирвана» под названием «10 лет без Хоя».
  • 22 января и 15 июля 2012 года в Уфе состоялись трибьют-концерты памяти группы. Участники уфимских групп «Capellan», «Miscreant» и «Нечто» объединились под названием «Газпром» исключительно для исполнения песен «Сектора Газа».[18]
  • 6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге на сцене клуба «Космонавт» прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». Выступали: «Бахыт-Компот», «Х.. забей», «НОМ», «Бригадный Подряд», «КняZz», «Глеб Самойлоff & The Matrixx» и Юлия Коган.[19]
  • 5 июля 2014 года в Риге в клубе «Melnā Piektdiena» прошёл сборный трибьют-концерт «Газовая атака», с участием местных рок-групп, посвящённый памяти лидера культовой рок-группы «Сектор Газа» Юрия Клинских.[20]
  • 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне — 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.[21]
  • 27 июля 2014 года в Воронеже к пятидесятой годовщине со дня рождения Юрия Клинских прошёл фестиваль памяти под открытым небом[22][23].
  • В 2014 году участниками международного музыкального онлайн-проекта «DAEMONIGHT» был выпущен трибьют-альбом к 50-летию Юрия Клинских.
  • 13 ноября 2015 года состоялся релиз альбома «Вой на Луну» — сборника неизданных песен из раннего творчества Юрия Клинских в новом звучании и лучших песен «Сектор Газа».
  • 11 декабря 2015 года в Москве на сцене клуба «Stadium Live» прошёл большой концерт памяти Юрия Хоя. В этот вечер песни группы «Сектор Газа» исполняли коллективы и музыканты: «С.Г.», «Чёрный Вторник» и Владимир Лобанов, «Монгол Шуудан», «The Matrixx» и Юлия Коган, «Бахыт-Компот», «Красная Плесень». Также состоялась концертная презентация песни Юрия Клинских «Вой на Луну».[24][25]
  • 23 декабря 2016 на сайте YouTube появилось видео — перепевка песни «Лирика» на современный лад с женским вокалом. Авторы кавера Filatov & Karas назвали эту песню «переосмыслением» хита группы.
  • 10 декабря 2017 года в московском клубе «Театръ», при участии старшей дочери Юрия Хоя — Ирины Клинских и некоторых музыкантов «Сектора Газа», а также коллективов, близких по духу, прошёл большой фестиваль, посвящённый юбилею рок-группы «Сектор Газа». Аналогичное мероприятие состоялось днём ранее в клубе «Зал Ожидания» (Санкт-Петербург).[26]

Памятники Править

  • 28 июня 2011 года на могиле Юрия Клинских был установлен надгробный памятник.[27]
  • В 2012 году изготовлен виртуальный тур по могиле Юрия Клинских.[28]
  • 27 июля 2014 года, в день 50-летия со дня рождения Юрия Клинских в Воронеже планировалась установка памятника в виде скульптуры во весь рост[29], но городские власти не согласовали предложенный эскиз памятника, поэтому рассмотрение данного вопроса перенесли на поздние сроки.

Примечания Править

Литература Править

Книги Править

Песенники Править

Статьи Править

Ссылки Править

Шаблон:Викицитатник

Шаблон:Сектор газа (группа) Шаблон:Внешние ссылки